?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Previous Previous Next Next
Свято место. - Богушевич здесь и сейчас
bogushevich
bogushevich
Свято место.
Посмотрела сейчас почту, а там - предложение, от которого я просто, драгоценные, подпрыгнула на стуле.

Звучит примерно так. Батюшка храма св. Татьяны, что при МГУ, просит выступить там при храме с 30 мин. концертом.

Наверное, это новый батюшка.

И наверное, он не помнит или вовсе не знает о том, что до 1994 года здание храма св.Татьяны на Никитской, тогда ул. Герцена, д.1, принадлежало Студенческому театру МГУ.
Нашему Театру.

Это был чудесный, удобный, отлично приспособленный для театральных нужд дом - с прекрасной глубокой сценой, залом на 700, что ли, мест, с небольшими репетиционными классами внизу. Этот зал запомнил молодыми Ию Савину и Аллу Демидову, Марка Захарова и Ролана Быкова - который потом, в 94-м, тот день, когда решалась судьба здания, стоял на этой сцене на коленях и умолял пощадить театр. Наша университетская жизнь - музыкальной студии театра под руководством Васильева-Иващенко, группы "Несчастный случай" и ещё толпы народу, прошедшего в те годы через театр - тоже вся была связана с этими стенами и с этой сценой. В этих классах шли занятия сценречью, вокалом и этюдами, ставились спектакли, мы репетировали там свои песни. В нашем кабаре, на которое ходила вся Москва, выступали тогда Пригов и Гандлевский, Друк и Иртеньев - да весь клуб "Поэзия". У нас проходили театральные фестивали, мы принимали у себя университетские театры из Европы. Это было абсолютно чудесное, вибрирующее пространство, наполненное жизнью.

И я до сих пор не понимаю и никогда уже, видимо, не пойму, за каким бесом тогда потребовалось ломать кресла, срывать занавесы, курочить колосники именно в этом Доме, производить немыслимый, в общем, объём работы по уничтожению живого, популярного, любимого в Москве театра, - когда в ста метрах от него, на задворках журфака, стояла чудесная нарышкинская церковь. В которой тогда располагался склад фотоматериалов журфака. Приспособить ее под богослужение было бы гораздо проще и в конце концов намного, намного дешевле. Но нет. Почему-то этот вариант даже не рассматривался. Готовый к богослужениям храм, который спокойно веками стоял себе на своём месте, никого не интересовал.

Зачем-то РПЦ потребовалось именно наше здание: здание театра, перестроенного из церкви, перестроенной из театра. И до сих пор неясно, в чем была причина этого упорного, пристального и вполне себе плотоядного интереса.

Восстановление исторической справедливости? Но до того, как Университет выкупил это здание под церковь, в нем располагался театральный флигель усадьбы Пашковых. ТЕАТРАЛЬНЫЙ ФЛИГЕЛЬ усадьбы 18-го века. Понимаете? Этот дом - место рождения первого в Москве казенного театра! Херасков, Сумароков пьесы для него писали. Фонвизин в нем актером начинал. Мочалов в нем дебютировал, Щепкин в нем играл!! Это колыбель всей российской театральной традиции!
А до 1806 года на этом месте был конный манеж. А до этого - аптекарский флигель! Не было там никакой церкви. Так о какой исторической справедливости вообще идет речь?

Такое ощущение, что тогда, в 1994м, РПЦ, в своей конторской ипостаси, впервые решила снова показать общественности, что с ее желаниями, ее волей пора считаться - и за ценой, как говорится, не постояла.

Я никогда, никогда не забуду тот день, когда на ул.Герцена, 1 заколачивали сцену. Перед этим довольно долго шла позиционная борьба, такой бесконечный митинг-хэппенинг. С одной стороны мы, студенты МГУ, забаррикадировавшиеся в театре, - мы выносили в вестибюль аппаратуру и играли и пели прямо там; с другой стороны - православные в компании товарищей из черной сотни. Это прям незабываемое зрелище. Мне неизвестно, просили ли православные черносотенцев не поддерживать их в этой борьбе. Факт есть факт: тогда они стояли против нас вместе. И это было очень неприятно. Для меня это вообще был некий переломный момент: до того я воспринимала церковь как свой духовный дом - а тогда пришлось понять, увидеть, что помимо вот этой, до сих пор для меня драгоценной, составляющей церкви - в ней есть ещё что-то от конторы. Конторы, которая решает вполне себе земные вопросы - и решает их очень эффективно, всеми доступными ей средствами. Важный был опыт.

Когда пришло решение о том, что по высочайшему повелению театр все-таки будет закрыт, и закрыт навсегда, и не просто закрыт навсегда, а разрушен - мы испытали ощущение полного абсурда. И отчаяния. И бессилия. И ярости.

Мы тогда ещё не знали, конечно, что сохранить сложные музыкальные спектакли, репетируя в подвале без театрального света и звука - а театр просто-напросто отправили в подвал в ГЗ, и сцену нам потом давали раз в год по обещанию - мы не сможем, это просто невозможно технически. Не знали, что театр уйдёт фактически в катакомбы, что он так и не оправится от этого удара, так никогда и не станет прежним.

Но ощущение, что по какой-то дикой несправедливости закончился огромный кусок очень счастливой жизни, накрыло всех. Театр был в расцвете. Мы ездили в Штаты и Европу, целый месяц билеты на наше кабаре были полностью распроданы в Эдинбурге на Фриндж-фестивале, где, вообще-то, дикая конкуренция; мы были любимы дома. Я только-только начала восстанавливаться после своего полугодового пребывания в больнице, мечтала о сольном спектакле. У всех у нас была куча замыслов и планов.
И вот все рушилось, рушилось прямо на глазах.
И я помню стук молотков, когда наши мальчики принесли огромные грубые деревянные щиты и заколотили сцену. Ни Быков, ни Захаров, ни Розовский не смогли спасти свой театр. Все, все плакали. Совершенно могильное, кладбищенское воспоминание. Меня до сих пор передергивает от него.

И вот вопрос: не хочу ли я выступить с небольшим концертом где-то при этом самом, прости господи, храме, который стоит теперь на руинах моего Театра?

Нет, спасибо. Большое, большое спасибо. Нет. Зачем вам вообще концерты при этом храме? Что это за новый тренд?

Вы же сами сделали всё для того, чтобы на этом месте больше никогда не было никаких спектаклей, чтобы у входа больше никогда не спрашивали лишний билетик, чтобы никто не собирался туда на репетиции, не читал друг другу новых стихов; чтобы не было больше в этом доме ни литературных чтений и семинаров, ни круглых столов, ни театральных фестивалей. Ни концертов.

Так отдавайте себе в этом отчёт. Наслаждайтесь тишиной.

Метки:

860 комментариев | Оставить комментарий
Comments
Страница 1 из 7
[1] [2] [3] [4] [5] [6] [7]
katichka From: katichka Date: Май, 28, 2010 10:21 (UTC) (Ссылка)
ох...
хорошо написали.
:(
bogushevich From: bogushevich Date: Май, 28, 2010 10:59 (UTC) (Ссылка)
Спасибо, Катя.

О таком писать просто - а вот жить с этим воспоминанием довольно трудно.

Ну и плюс только что все эти свежие истории с Пером...

Вектор-то тогда уже обозначился.
lamortmuette From: lamortmuette Date: Май, 28, 2010 10:24 (UTC) (Ссылка)
Всецело поддерживаю. С РПЦ и прочими подобными торговцами опиумом для народа ни в какие дела лучше не вступать вообще. Отделены от государства - вот и сидите себе, отделённые и всё хорошее только уничтожающие.
bogushevich From: bogushevich Date: Май, 28, 2010 10:47 (UTC) (Ссылка)
Ну, не знаю, как у вас, - здесь РПЦ отделена от государства уже только на бумаге. Не далее чем 24-го всем городом имели счастье в том убедиться.

Тогда они хотя бы город не перекрывали под свои нужды. А сейчас - запросто.

И это, знаете, пугает.
anna_sofiya From: anna_sofiya Date: Май, 28, 2010 10:26 (UTC) (Ссылка)

Печально

Театр абсурда при храме св. Татьяны
yukosik From: yukosik Date: Май, 28, 2010 10:26 (UTC) (Ссылка)
я только приехала тогда в москву и не успела на "синие ночи чк" - только кассета осталась - ее давали на ночь послушать и переписать, как когда-то булгакова в распечатке.
From: matam Date: Май, 28, 2010 10:26 (UTC) (Ссылка)
браво
From: matam Date: Май, 28, 2010 10:36 (UTC) (Ссылка)
но круче пойти и перед выступлением всё это сказать в зал (или что там у них теперь?) :)
nipsu From: nipsu Date: Май, 28, 2010 10:27 (UTC) (Ссылка)
И добавить нечего
zvezdoball From: zvezdoball Date: Май, 28, 2010 10:27 (UTC) (Ссылка)
Из всех моих личных претензий к РПЦ, закрытие Театра — главная.
dynazz From: dynazz Date: Май, 29, 2010 06:46 (UTC) (Ссылка)
Медведь на лес обиделся, а лес и не знает...
cocktail4u From: cocktail4u Date: Май, 28, 2010 10:27 (UTC) (Ссылка)
Как вы атмосферу передали. Я вами восхищаюсь.
cocktail4u From: cocktail4u Date: Май, 28, 2010 10:29 (UTC) (Ссылка)
У меня на телефоне вместо звонка стоит ваша песня ... Мой коллега сначала заметил ее (зыбкий таинственный сон), а потом и вовсе попросил дать еще вашей музыки. Заценил!
potamuchta From: potamuchta Date: Май, 28, 2010 10:28 (UTC) (Ссылка)
Какие страшные тени из прошлого...
bogushevich From: bogushevich Date: Май, 28, 2010 10:44 (UTC) (Ссылка)
Знаете, вот 24-го, в день Исполинского Пера, у меня было полное ощущение, что весь этот абсурд всего за 16 лет вырос как раз оттуда. Это не прошлое - это уже вполне себе настоящее.

И как бы не будущее.
di_a_n_a From: di_a_n_a Date: Май, 28, 2010 10:32 (UTC) (Ссылка)
...страница в истории варварства...
phoneme From: phoneme Date: Май, 28, 2010 10:33 (UTC) (Ссылка)
Ох, Ира.
Ты сейчас всколыхнула все мои жуткие воспоминания об этих временах - мы тогда пытались протащить на телек какие-то сюжеты об этом, и ведь не взяла ни одна собака...
Я же в театре в группе начинающих занималась некоторое время, это было такое замечательно время!..
Я уж и забыла, что мы тогда ощущали.
А ты написала - и снова волна горечи и дышать тяжко - все живо, оказывается.
bogushevich From: bogushevich Date: Май, 28, 2010 11:02 (UTC) (Ссылка)
Нет, мне трудно это позабыть. Я только-только немного оклемалась тогда после своей аварии - и тут такое. Картинки до сих пор перед глазами стоят, оказывается.

Хотя, если бы не это - удивительнейшее, конечно - предложение, все это хранилось бы где-то в своей папочке файлов. Я не то чтобы каждый день об этом плачу.
old_doctor From: old_doctor Date: Май, 28, 2010 10:39 (UTC) (Ссылка)
Начал читать пост и дух захватило - неужели будет такой концерт?
Но, конечно, Ваше настроение понятно.
И бредовость позиции церковных деятелей при захвате здания очевидна.
Мало, что ли, было и есть в столице и вокруг нее заброшенных церквей, хотя бы та, о которой Вы говорите. В Новом Иерусалиме С ВОЙНЫ не могут храм восстановить.
Уж никак не скажешь, что театр не был богоугодным делом.
А концерта хочется, конечно.
bogushevich From: bogushevich Date: Май, 28, 2010 10:45 (UTC) (Ссылка)
Но только не на этом месте, извините. Это как на могиле друга пойти попеть 30 минут.
sostavitel From: sostavitel Date: Май, 28, 2010 10:45 (UTC) (Ссылка)
На месте, где был алтарь, должен быть алтарь. Горько, но это Цивилизация. А театр, очень хороший театр - вершки.
На этом месте театру было хорошо, но место было награбленное, выдранное с ужасом и беспримерной жестокостью.
Театр уподобляли храму полтора столетия (к.18-н.20) и до-уподоблялись до кровавого ада. Лечение, как известно, бывает не только мучительным, но и разрушительным и даже смертельно опасным.
И лечиться ещё дооооолго. Альтернативы уже не будет.
То есть она есть, но ---
magiahead From: magiahead Date: Май, 28, 2010 11:03 (UTC) (Ссылка)
Разрешите уточнить! Крестовые походы, по-вашему, это тоже Цивилизация? Или всё же Варварство? И чем, по-вашему, захват церковной организацией здания театра отличается от крестового похода?
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
duplinskaya From: duplinskaya Date: Май, 28, 2010 10:48 (UTC) (Ссылка)
Ненавижу наших попово именно за это. Отобрать, обратить в веру, признать всех остальных сатанинским отродьем. Эра жадного и хитрого поповства какая-то, а не духовного просветления. Пушкина на них нет.
pennkoff From: pennkoff Date: Май, 28, 2010 12:35 (UTC) (Ссылка)
А что бы сделал Пушкин?
akulina109 From: akulina109 Date: Май, 28, 2010 10:52 (UTC) (Ссылка)
Обалдевшая церковь, не имеющая ни малейшего отношения к вере
(Удалённый комментарий)
valusha_nn From: valusha_nn Date: Май, 28, 2010 10:54 (UTC) (Ссылка)
Очень хочется, чтобы тот батюшка этот Ваш пост прочитал!
bogushevich From: bogushevich Date: Май, 28, 2010 11:07 (UTC) (Ссылка)
Да, я надеюсь, что он поймёт, какой ошибкой было передавать это приглашение именно что МНЕ.

Вот ещё Кортневу можно предложить.

Вообще, неплохо знать историю того места, где служишь. Тем более, это история-то совсем, совсем недавняя.
From: mimka Date: Май, 28, 2010 10:55 (UTC) (Ссылка)
Жутко...у меня мурашки по коже пошли.
Это что-то из разряда "мы свой, мы новый мир построим".
Только для начала старый разрушим. И чтобы..не то, что мокрого места, а вообще ничего не осталось.
А вы потом, милые гости, заходите на голубой огонек! Давайте нас веселите, и сами радуйтесь!

РПЦ распускет свои сети. Везде. И мне от этого очень не по себе.
matabuba From: matabuba Date: Май, 28, 2010 11:01 (UTC) (Ссылка)
Вы, Ирина, - гений точности и акцентов,- сочините простую гениальную ассиметричную песню протеста.
Какое-нибудь тело джона брауна, варяг, варшавянку.. которые люди смогут без хохмы хором петь. А то ведь выражать протест разучились, воспитанные телевизором и всевозможными гаджетами.
Вы могли бы дать инструмент.
bogushevich From: bogushevich Date: Май, 28, 2010 11:08 (UTC) (Ссылка)
Не пугайте меня.


vladimir_pesnya From: vladimir_pesnya Date: Май, 28, 2010 11:06 (UTC) (Ссылка)
Я был там тогда, когда закрывали театр. Пришёл из солидарности. Как раз перед этим церковники выгнали из Крапивенского переулка коммуну художников, отремонтировавших своими силами подъезд, в котором проживали.
bogushevich From: bogushevich Date: Май, 28, 2010 11:09 (UTC) (Ссылка)
Ну, спасибо Вам спустя 16 лет!!
a_ne4ka From: